|
Кокошник - традиционное головное украшение для больших праздников, известное уже в средневековье и самое распространенное в России в XVIII-XIX в.в.
Кокошник невесты украшался лентами, жемчугом, каменьями или цветными монетками. В первое время после замужества женщины крепили к головному убору в праздники тонкое лёгкое покрывало (фата, вуаль или дымка), украшенное вышивкой, кружевом или позументом.
Со временем кокошником стали называть традиционный головной убор с высоким очельем и покрывалом даже в том случае, если его обладательницей была молодая незамужняя девица.
Кокошник считался большой семейной ценностью и передавался по наследству. Формы и краски кокошников были весьма разнообразны:
островерхие ( “кика”) - делали с твердой основой передней части и мягкой тыльной стороной, которая иногда расшивалась золотными нитями;
широкие в форме полумесяца - твердость передней, лицевой части головного убора достигалась тем, что несколько слоев холста или бумаги пропитывались хлебным клеем. На остов натягивали или наклеивали бархат, шелк или другую нарядную ткань, на которую прикрепляли позумент, рубленый перламутр, блестки, граненые стекла. Золотые и серебряные нити накладывались на выпуклые жгуты. В орнаменте преобладали стилизованные изображения лебедей.
плоские и полукруглые со стрельчатыми концами - Жесткие основы таких кокошников делали из бересты, обтягивали цветным штофом и нашивали на них полосы позумента. Чтобы кокошник не скользил по волосам, он надевался на налобник или "начелье", к которому пришивалась бисерная сетка-рефиль, снизанная из перламутра и спускавшаяся на лоб.
Кокошник исполнялся профессиональными мастерицами - “кокошницами”, владевшими необходимыми для этого навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями.
Различия в орнаментации шитья на головных уборах были связаны с о собенностями золотного шитья, бытовавшими в той или иной местности. Например, варнавинские головные уборы делали в традициях XVIII века, в Юрьевецком уезде на головных уборах узор шили серебряными нитями по черному фону, у костромских горожанок пользовались успехом так называемые “венцы с городами” — головной убор, имевший форму полукруга с неровными краями. Эти венцы также нарядно украшались блестками, перламутром и цветными стеклами.
В середине XIX века старинные головные уборы выходят из употребления, за исключением “лент” — полоски позумента, кольцом окружавшим голову, и повойников. В ХХ в. кокошник, как правило, связывается с образом юной девичьей красоты и с убором замужней женщины не соотносится. В быту он совершенно исчезает.
высота куклы - 27см;
основа - фарфоровая статуэтка; одежда, украшения - текстиль, тесьма, бижутерия; подвижные руки Фарфор, текстиль, темпера, РУЧНАЯ РАБОТА
|
|